Стропы


При выполнении погрузочно-разгрузочных операций большинство грузов (стальной прокат, лесоматериалы, строительные изделия и конструкции, оборудование, тара и пр.) перемещают при помощи кранов. Для обеспечения надежного захвата груза, для его стабильной ориентации в пространстве и для равномерного распределения динамических нагрузок между его элементами, используются съемные грузозахватные приспособления (СГП). Простейшими СГП являются грузовые стропы общего назначения.

Перед началом эксплуатации необходимо определить предельные рабочие нагрузки, которым будут подвергаться стропы, а также учесть режим использования и характер поднимаемого груза. Размер, форма, вес и предполагаемый метод подъема груза, а также рабочая среда и характер груза влияют на принятие правильного решения при подборе требуемого стропа. Строп прежде всего должен иметь длину, достаточно точно выверенную для данного способа подъема. Если для подъема груза используются два стропа и более, то все они должны обладать одинаковыми характеристиками. Следует обращать внимание и на те типы грузоподъемных устройств, которые планируются использовать в комплекте со стропом, они должны соответствовать его типу и параметрам.

Канатные стропы

Стропы из стальных канатов используются для фиксирования грузов к крюкам грузоподъемных машин и перемещения тяжелых, крупногабаритных грузов. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Грузовые канатные стропы изготавливаются по ДСТУ Б В.2.8-10-98 в соответствии с требованиями ГОСТ 25573-82.

  1. Строп канатный петлевой - СКП ("чалка"). Двухпетельный универсальный строп, представляет собой отрезок каната, заплетенный с обоих концов в петли. При зацепке груза он легко проходит в отверстия деталей, петли, рымы, кольца, проушины и т.п., образуя несколько ветвей, что увеличивает его грузоподъемность. В серийном производстве используются два способа заделки концов канатных стропов - это ручная заплетка и прессовка в алюминиевую или стальную втулку.
  2. Строп канатный кольцевой - СКК. Кольцевой универсальный строп представляет собой замкнутый кольцевой отрезок каната. Данный строп, как и двухпетельный, используется при строповке самых разнообразных грузов. Обвязку груза кольцевым стропом выполняют, как правило, мертвой петлей, что гарантирует прочность и надежность строповки. Согласно ДСТУ Б В.2.8-10-98 при производстве для заделки концов канатных стропов используется ручная заплетка.
  3. Строп канатный одноветвевой - 1СК. Однопетельный одноветьевой строп состоит из канатной ветви с коушем (ГОСТ 2224) на одном конце, в который заводятся звенья (ГОСТ 25573), а на другом конце крепятся крюки чалочные (ГОСТ 25573), карабин, струбцину, или другой концевой захват. Такой строп применяется при перемещении грузов, имеющие монтажные петли, рымы, крюки или другие приспособления.
  4. Стропы канатные многоветвевые - 2СК - 4СК. Данный тип стропов состоит из нескольких ветвей, объединенных между собой общим стальным звеном. Он предназначен для зацепления грузов за две, три или четыре точки. Широкое применение эти стропы получили при строповке тяжеловесных грузов, коробов и т.п., снабженных петлями, проушинами, скобами и т.п. В зависимости от поднимаемых грузов стропы оборудуют специализированными захватами.

 

Текстильные стропы

Текстильные стропы - это новый класс грузоподъемных приспособлений, которые соответствуют современным требованиям при выполнении разного рода погрузочно-разгрузочных работ. Они изготавливаются со сверхпрочной синтетической полиэстеровой тканой ленты шириной до 300 мм. Стропы кодируются цветом согласно нормам CE и обладают запасом прочности 7:1.

Текстильные стропы обладают целым рядом преимуществ перед традиционными стропами из стального каната или цепей:

  1. Сохранность груза. При использовании текстильных стропов грузы (особенно с мягкими кромками или тщательно подготовленными поверхностями) меньше повреждаются при подъеме. Это главное преимущество текстильных стропов. Металлические стропы имеют малое поперечное сечение. Поэтому при подъеме пиломатериала, ДСП, изделий из них металлические стропы врезаются в изделия и портят их внешний вид. Так же не применимы металлические стропы при подъеме деталей, имеющих тщательно подготовленную поверхность, так как оставляют на ней борозды и насечки. Текстильные стропы гораздо лучше справляются с этой задачей - они не повреждают груз.
  2. Малый вес. Текстильные стропы значительно легче металлических, это особенно заметно при работе со стропами большой грузоподъемности. Легче производить перемещение самого стропа, легче заводить его под груз, легче цеплять к крановому крюку.
  3. Безопасность. Со стропами данного вида безопаснее работать (на текстильных стропах не бывает торчащих металлических волосков, приводящих к травмам). Таким образом их применение помогает решать очень важную проблему - безопасность рабочего персонала.
  4. Высокая износостойкость. Текстильные стропы более износостойкие. Они менее подвержены деформационным изменениям, достаточно быстро приобретают первоначальный вид. Текстильные стропы менее подвержены воздействию абразивных материалов, не подвержены воздействию многих химических веществ (кислот, щелочей, окислителей, морской воды). Металлические стропы сильно подвержены коррозии. Поэтому в портах, где воздух постоянно насыщен мелкими капельками морской соленой воды, текстильные стропы давно вытеснили металлические.
  5. Компактность. Текстильные стропы более компактны, им легко можно придать любую требуемую форму, поэтому их проще хранить и транспортировать.

Текстильные стропы делятся на ленточные и круглопрядные. Ленточные стропы делятся на петлевые (СТП) и кольцевые (СТК). Петлевые стропы могут быть снабжены на концах текстильными петлями, грузовыми крюками и скобами или делаться комбинированными, т.е. иметь на одном конце грузовой крюк или скобу, а на другом конце обычную текстильную петлю, которая должна иметь как минимум двойное усиление и специальную защитную накладку. Ленточные стропы обычно бывают одно- и двухслойными и имеют грузоподъемность до 25 т. Кольцевые стропы выполняются в виде замкнутого кольца.