Тормоза


На кранах устанавливаются колодочные и ленточные тормоза. Преимущественное применение в кранах отечественного производства находят колодочные тормоза конструкции ВНИИПТмаша. Они состоят из двух колодок, наложенных на цилиндрическую поверхность тормозного шкива, системы рычагов, замыкающего устройства (сжатая пружина) и привода (растормаживающего устройства — электромагнита, электрогидравлического или электромеханического толкателя). Растормаживающее устройство включается параллельно двигателю, поэтому размыкание тормоза и освобождение механизма происходят одновременно с включением двигателя.

У ленточных тормозов торможение осуществляется трением гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. Для повышения коэффициента трения лента обшивается фрикционным материалом. В качестве замыкающего устройства здесь используется сжатая пружина, а в качестве привода — электромагниты, пневмокамеры или гидроразмыкатели. Ленточные тормоза преимущественно применяются в стреловых самоходных кранах, где требуется большая компактность механизма. Они менее надежны, чем колодочные, и более сложны в регулировке. Опасность представляет внезапный обрыв ленты, одной из причин которого является нарушение технологии ее изготовления.

По способу воздействия на тормозной шкив тормоза могут быть нормально замкнутыми и нормально открытыми. У замкнутых тормозов колодки или ленты постоянно удерживают тормозной шкив в заторможенном состоянии и размыкаются лишь на время действия механизма. Механизмы, снабженные открытым тормозом, постоянно расторможены. Их торможение осуществляется лишь в процессе остановки или для снижения скорости, после чего колодки тормоза или лента вновь освобождают тормозной шкив.

По роду привода (способу управления) различают автоматические и управляемые тормоза. Первые, например, можно увидеть на электрических кранах. Они приводятся в действие электромагнитом, который, включаясь одновременно с электродвигателем, разводит колодки тормоза или поднимает ленту, тем самым растормаживая тормозной шкив. При отключении электродвигателя одновременно отключается и электромагнит, в результате чего колодки или лента под действием сжатой пружины или груза, расположенного на рычаге тормоза, прижимаются к тормозному шкиву и затормаживают механизм. Описанный автоматический тормоз является нормально замкнутым.

Управляемые тормоза работают от механического, пневматического или гидравлического привода. В этих случаях торможение производится нажатием на рычаг или педаль тормоза, вследствие чего колодки или лента прижимаются к тормозному шкиву и останавливают механизм или уменьшают скорость его движения. С прекращением воздействия на рычаги управления тормоз снова размыкается. Такой управляемый тормоз является нормально открытым.

Существуют также конструкции нормально замкнутых управляемых тормозов, применение которых допускается Правилами на механизмах подъема груза и изменения вылета у кранов, оборудованных управляемыми муфтами включения механизмов.

Применение нормально открытых управляемых тормозов на кранах ограничено. Такие тормоза разрешено устанавливать на механизмах передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов совместно со стояночным тормозом, а также механизмах поворота башенных, портальных, стреловых кранов с башенно-стреловым оборудованием. В последнем случае тормоз должен иметь на рычагах или педалях устройство (защелки) для фиксации его в замкнутом положении.